Интернет для жизни или жизнь для интернета? Интернет-зависимость у подростков

Стадии развития

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Недостаток реального общения

Это звучит довольно иронично и парадоксально. Ведь одна из задач создателей Интернета — сблизить людей со всего мира, подарив им возможность общаться на расстоянии. Однако многие все чаще выбирают не реальное, а виртуальное общение: это удобно, просто, оперативно и конфиденциально. Разработчики различных мессенджеров, чатов и соцсетей регулярно предлагают все новые приложения. Особенно активно ими пользуются подростки. Постепенно виртуальная реальность начинает заменять им живое общение. Им гораздо легче написать своим друзьям, чем что-то сказать им при личной встрече. Такое поведение негативно сказывается на личных отношениях подростков, в том числе с семьей.

Как избавиться?

Лечение зависимости от компьютерных игр или сетеголизма процесс длительный.

Сами больные редко осознают свою зависимость, а для эффективной терапии этот шаг очень важен. Поэтому для формирования критичной оценки своего поведения необходимы консультации со специалистом (психологом, психотерапевтом или психиатром).

Детям и подросткам преодолеть игроманию сложнее, чем зрелым людям, у них еще не до конца развиты механизмы самоконтроля и осознанного поведения. Терапия детской зависимости требует консолидации усилий педагогов, психологов и родителей. Только объединив их, можно помочь избавиться маленьким людям и молодежи от виртуального пристрастия.

Для специалиста, занимающегося лечением компьютерной зависимости, важно выяснить причину ее появления. По статистике этим недугом страдают люди со сниженной самооценкой, скрытыми депрессиями, неврозами, психическими травмами. На сеансах психотерапии или индивидуальных психокоррекционных занятиях проводится работа, направленная на изменение жизненных приоритетов у пациентов, вытеснение вымышленных фантомов, формирование нового позитивного мышления и интересных увлечений (хобби), развитие навыков общения с окружающими людьми, волевых качеств, интеллектуальных способностей.

Потеря конфиденциальности

В связи со свободным потоком информации в Интернете угроза конфиденциальности становится очередной проблемой. Подростки часто обмениваются фотографиями и личной информацией в социальных сетях, выкладывая даже свои номера телефонов, фамилии родственников, номер школы и класса, адрес дома и пр. Все это может стать находкой для различного рода преступников: от воров, мошенников до маньяков. Родители должны строго предупредить своих детей о правилах пользования Интернетом, особенно о выкладывании личной информации в сети.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Отсутствие творчества

Ухудшение креативности у подростков и студентов — еще одно из негативных последствий чрезмерного использования всемирной паутины. Дело в том, что важная особенность Интернета — неограниченные источники информации. Это позволяет находить ответы на практически любые запросы. Но такая доступность буквально убивает творчество и воображение. Подростки и студенты, вместо того, чтобы поразмышлять над заданным проектом, сразу же отправляются в путешествие по всемирной сети для поиска готового ответа. Затем подходящий вариант решения просто копируется и сдается преподавателям. Неудивительно, что проблема плагиата и нарушения авторских прав в современном мире очень актуальны.

Советы психолога

У взрослых, у детей и у подростков как лечить виртуальную зависимость определяет квалифицированный специалист, но близкие люди своей посильной помощью могут усилить эффект от психотерапии.

1. Важно выстроить с больным ребенком не систему запретов, а доверительное общение, а взрослых людей мягко направить на осознание реальных жизненных ценностей и познание красоты окружающего мира. 2. Необходимо правильно критиковать близких (особенно детей), не унижать личность, а высказывать недовольство поступками и поведением, при этом объяснять почему вы считаете, что это нехорошо. 3.

Надо организовывать совместное времяпрепровождение (быт и досуг), без длительного использования гаджетов (туризм, путешествия, уборка дома или сада (дачи), купание в водоемах, бассейнах, походы в магазины, пикники и т.д.). 4. Важно поощрять и помогать развивать иные увлечения зависимых (настольные игры, посещение кинотеатров, занятия спортом, танцами, освоение вело- или автотранспорта, музыкальных инструментов, чтение книг и т.п.). 5.

Необходимо дать почувствовать близкому человеку вашу готовность помочь и поддержать, любовь и уважение к его личности, внутреннему миру, интересам и увлечениям. 6. Нужно постепенно сокращать время пребывания больных за компьютером и осуществлять это постепенно, по мере осознания своей зависимости (у взрослых) или путем замещения другими видами деятельности (у детей).

При своевременном обращении к специалистам и адекватном лечении можно благополучно и без последствий для психики избавиться от компьютерной зависимости.

Потеря времени

Этот недостаток Интернета на первый взгляд кажется безопасным. Однако, если его не контролировать, он может создать массу неприятностей как в деловой, так и в личной сфере человека. Если слишком долго засиживаться в Интернете, то придется сократить время для других видов деятельности. Похожая на бесконечное хранилище развлечений всемирная паутина легко превращается в «черную дыру», которая затягивает, не оставляя шансов на спасение.

Многие родители жалуются, что с появлением в их доме Интернета дети все реже стали гулять, заниматься спортом, уроками и просто встречаться с друзьями. Большую часть жизни подростки начали посвящать прогулкам по всемирной паутине, забывая о реальных делах. В результате серьезно падает успеваемость учеников и студентов, когда как оплата счетов за электроэнергию и Интернет только растет.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Кибер-издевательство

Этот термин появился в век Интернета. Им называют издевательства, оскорбительные действия по отношению к человеку при помощи всемирной сети. Это явление можно считать одним из злейших негативных последствий Интернета для детей и взрослых. Людям гораздо легче оскорбить и написать что-либо негативное в виртуальной реальности, чем сказать это при личной встрече. Хотя этот тип преследования считается не таким болезненным, как физическое издевательство, но жертвы киберзапугивания могут переживать сильнейший дискомфорт и чувство унижения из-за злых комментариев или мнений.

Эмоции подростков, особенно в период полового созревания, очень обострены. И кибер-издевательство способно оказать на них сильное негативное влияние, вплоть до ухудшения их физического и психического состояния. По результатам исследований, чаще всего страдают от кибер-издевательств старшие школьники и студенты первых курсов. В ряде случаев такое давление приводило подростков к помутнению рассудка и даже к самоубийству.

Признаки болезни

Признаки зависимости от виртуального пространства у подростков выражаются в виде следующих симптомов:

  • нарушение в двигательной активности;
  • нарушение дневного распорядка и восприятие времени;
  • проблемы с качеством сна и бессонница;
  • снижение концентрации внимания;
  • социальная изоляция.

Единственной темой для разговоров становятся компьютерные технологии и различные сайты, которые популярны среди подростков. Находясь в виртуальном мире, ребенок испытывает чувство настоящей эйфории, поскольку здесь он освобождается от «реальных» проблем и жизненных трудностей. Возвращение в реальный мир сопровождается апатией и агрессивностью. На определенном этапе развития болезни, подросток теряет своих реальных друзей и практически не контактирует со своими сверстниками. Важно обратить внимание на то, что разговор с подростком на тему наличия проблемы может вызвать бурную реакцию в виде злобы и агрессии.

По мнению специалистов, одной из основных причин появления данной болезни является недостаток родительского внимания к жизни ребенка.

Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Потеря авторитета родителей и учителей

Взаимодействие детей с Интернетом создает немало проблем как для родителей, так и для педагогов: школьникам и студентам стало намного проще обмануть своего учителя, быстро отыскав ответ на все домашние задания без особых усилий. Постепенно обман входит в привычку, и дети все чаще начинают врать родителям. Осознавая легкость в поиске информации, подростки могут потерять уважение к взрослым. Это влечет за собой негативные поступки и ухудшение культуры поведения детей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации