Синдром дефицита внимания и гиперактивности — что это такое?

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Причины

Причина большинства случаев СДВГ не известна; тем не менее, предполагается причастность окружающей среды. Определенные случаи связаны с ранее перенесенной инфекцией или травмой головного мозга.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Диагностика СДВГ

На сегодняшний день нет никаких определенных тестов для выявления у ребенка СДВГ. Установлен ряд критериев, на которых основывается диагностика синдрома. Диагноз базируется на опросах родителей и анкетировании школьных учителей, а также на медицинском наблюдении за ребенком в течение шести месяцев. Во внимание обязательно должны также приниматься возможные иные психические и неврологические нарушения.

Диагностика предусматривает учет следующих факторов:

  • особенности протекания беременности и родов;
  • перенесенные в раннем детстве заболевания;
  • условия проживания ребенка в семье.

Обязательно длительное проявление симптомов в возрасте до семи лет.

Симптомы

Обычно симптомы появляются в детском возрасте и при правильной коррекции у взрослого практически незаметны. Считается, что с возрастом человеку удается адаптироваться, нервная система перестраивается и СДВГ уже не так влияет на повседневную жизнь. Однако если ребенку с таким диагнозом не помогать, то вероятность сохранения симптомов во взрослом возрасте составляет 60 %.

Наиболее неприятным симптомом является снижение внимания. Таким людям трудно дослушать собеседника, досмотреть фильм, дочитать книгу, возникают трудности при обучении. У взрослых это может проявиться в неспособности планировать расходы, выполнять монотонную работу и т. д. Им бывает трудно создать прочный долговременный брак или добиться повышения по службе.

Симптомы и осложнения СДВГ у детей и взрослых

СДВГ официально считается расстройством. Чаще всего симптомы СДВГ замечают учителя, опекуны или родители.

Симптомы СДВГ делятся на 2 большие категории: невнимательность и гиперактивность.

9 симптомов, связанных с невнимательностью:

  • ребенок не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки;
  • он с трудом сохраняет внимание;
  • часто не слушает, когда говорят напрямую;
  • ребенок часто не выполняет задания или не может следовать инструкциям;
  • возникают трудности с организацией заданий;
  • частое избегание или сильное нежелание выполнять задачи, которые требуют постоянных умственных усилий;
  • ребенок часто теряет вещи;
  • он постоянно отвлечен;
  • забывчивость.

9 симптомов, связанных с гиперактивностью:

  • ребенок часто суетится или корчится;
  • он не может сидеть долго на одном месте;
  • часто бегает и лазает, когда это неуместно;
  • не играет спокойно;
  • он постоянно «на ходу»;
  • много говорит;
  • он выкрикивает ответы на вопросы, которые не были завершены;
  • он с трудом ожидает своей очереди;
  • ребенок часто мешает и постоянно отвлекает.

Дети с СДВГ гораздо чаще обычных детей сталкиваются с рядом других проблем:

  • неспособность к обучению (у 20-50% детей с СДВГ она присутствует, несмотря на нормальный интеллект);
  • тиковые расстройства (такие как синдром Туретта);
  • языковые проблемы (например, недостаточный словарный запас);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • расстройства поведения;
  • аутизм;
  • тревожные расстройства;
  • депрессия.

У некоторых детей симптомы исчезают по мере взросления. Тем не менее, многие дети с СДВГ будут иметь сходные симптомы и в зрелом возрасте. У взрослых с СДВГ симптомы могут быть немного другими. Например, они могут чувствовать себя очень беспокойно, а не быть гиперактивными (бег, лазание и т. д.). Взрослые могут также иметь меньше симптомов, но, вероятно, все еще будут иметь проблемы с вниманием и импульсивностью.

Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.

Причины СДВГ

Биологические факторы являются причинами СДВГ. В частности, считается, что неврологический дисбаланс в мозге вызывает симптомы, проявляющиеся у человека с СДВГ.

Химические вещества в мозге, называемые нейротрансмиттерами, помогают передавать сообщения по всему телу. Научные исследования показывают, что некоторые нейротрансмиттеры наличествуют в меньшем количестве или отсутствуют у людей с СДВГ.

Даже при том, что неврологический дисбаланс присутствует у людей с СДВГ, точная причина неясна. Во многих случаях СДВГ, по-видимому, в значительной степени генетическое заболевание, так как дети с СДВГ в четыре раза чаще имеют близких членов семьи с таким же диагнозом. Также было обнаружено несколько генов, связанных с СДВГ.

Во время беременности или после родов определенные факторы могут повредить мозг и изменить его функцию. Во время беременности к этому состоянию может привести влияние на развивающейся мозг ребенка радиации, алкоголя или других факторов. Низкий вес при рождении может также увеличить риск СДВГ. После рождения наличие некоторых инфекционных заболеваний, влияющих на ткани мозга, таких как менингит или энцефалит, может повлиять на то, как мозг посылает сигналы, и способствует развитию симптомов, связанных с СДВГ.

Некоторые специалисты связывают употребление пищевых добавок и сахара с возникновением СДВГ. Однако большинство экспертов не считают, что СДВГ может быть вызвано пищевыми факторами.

Классификация СДВГ

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Факторы риска

Стоит рассмотреть следующие негативные факторы, которые могут повлиять на развитие патологии.

  • токсины окружающей среды, такие как свинец, присутствующий в трубах и краске старых сооружений;
  • родители, сестры и братья, а также другие близкие родственники с таким расстройством или отклонениями психологического характера;
  • злоупотребление алкоголем, курение или наркотическая зависимость матери в период беременности; преждевременные роды;
  • воздействие различных токсических веществ на будущую мать, например, полихлорбифенилы.

Стоит ли обратиться к врачу?

Очень большое количество детей время от времени могут быть невнимательными, импульсивными и гиперактивными. Для детей дошкольного возраста нередко считается нормой подобное поведение, они могут быть невнимательными, не задерживаться подолгу на одном конкретном виде деятельности. Очень важно не путать это с симптомами такого заболевания, как синдром дефицита внимания.

Даже дети постарше и подростки могут иметь разный уровень увлеченности и активности в зависимости от того, насколько им интересен вид деятельности.

То же можно сказать и о гиперактивности. Малыши по своей природе — создания энергичные, способные измотать родителя, не уставая при этом ни на секунду.

Для некоторых детей вполне естественно быть более активными, чем остальные, в зависимости от генетического типа и не только. Если ваш ребёнок не очень хорошо учится в школе, но при этом он весьма неплохо справляется со своими домашними обязанности, не испытывает трудностей в общении с другими детьми и имеет круг друзей, то это не синдром дефицита внимания. То же можно сказать и о других детях, которые невнимательны и гиперактивны дома, а в стенах школы и в кругу друзей не испытывают проблем.

Если вам вдруг показалось, что ваш ребёнок проявляет симптомы рассматриваемого патологического состояния, рекомендуется незамедлительно обратиться к семейному врачу или к педиатру. Врач сможет провести первичное обследование и при необходимости отправить к более узкому специалисту. Уже при первичном обследовании врач сможет выявить причины проблем у вашего чада.

Если ребёнок однажды уже лечился, то ему придётся проверяться регулярно до тех пор, пока все симптомы значительно не уменьшатся, а уже после этого — раз в 3-4 месяца. Важно своевременно сообщать врачу о возможных побочных эффектах лечения, например, о проблемах со сном или потере аппетита, о повышении раздражительности или о том, что улучшений состояния не наблюдается.

Осложнения

Игнорирование ситуации может привести к следующим последствиям:

  • сложности в обучении, проблемы с успеваемости, обсуждения между учителями и другими детьми;
  • низкая самооценка;
  • частые повреждения и травмы;
  • сложности во взаимодействии с взрослыми и ровесниками;
  • повышены риски употребления наркотических средств, алкоголя и других вариантов девиантного поведения.

Диагностика

Дети. Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Взрослые. Для оценки взрослых с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) доступны несколько инструментов скрининга, самопроверки или контрольные перечни, отчеты о супружеских судах и вопросники с родительским отчетом, включая оценочную шкалу Коннорса, контрольный список симптомов самодостаточности СДВГ взрослых взрослых и другие.).

В настоящее время нет анализов крови, генетических тестов или исследований изображений, которые могут точно диагностировать СДВГ.

Самодиагностика

В этом разделе приводится анкета, ответив на вопросы которой вы сможете понять, есть ли у вас основания подозревать, что у вашего ребенка СДВГ. Эта анкета основана на критериях СДВГ, приведенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниями четвертого пересмотра (DSM-IV). Это руководство используют зарубежные врачи. В нашей стране критерии СДВГ так подробно не разработаны. Анкета не может служить единственным надежным инструментом диагностики СДВГ, но лучше понять своего ребенка с ее помощью можно.

В анкете предполагается только два ответа «да» и «нет», один из которых нужно обязательно выбрать. Ответ «да» нужно выбирать только в том случае, если особенность, прописанная в данном пункте, наблюдается у вашего ребенка постоянно, давно (не меньше, чем последние полгода), в разных ситуациях (дома, в детском учреждении, в гостях, на прогулке и т.д.) и мешает ему адаптироваться.

Анкета, построенная на основании критериев СДВГ, приведенных в DSM-IV.

Внимательно прочтите описание каждой из особенностей и выберите один из двух ответов.

1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях, из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе и других делах. да нет
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. да нет
3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. да нет
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведение, неспособностью понять задание). да нет
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. да нет
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, при выполнении школьных заданий, домашней работы). да нет
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например: игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). да нет
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы. да нет
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. да нет
10. У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле он крутится и вертится. да нет
11. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. да нет
12. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это не приемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства). да нет
13. Обычно не может тихо спокойно играть или заниматься чем-то на досуге. да нет
14. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». да нет
15. Часто бывает болтливым. да нет
16. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. да нет
17. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. да нет
18. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в их разговор). да нет

Если на первые 9 вопросов вы 6 или более раз ответили «да», то у вашего ребенка выражены признаки дефицита внимания. Если на последние 9 вопросов вы 6 или более раз ответили «да», то у вашего ребенка выражены признаки гиперактивно-импульсивного поведения.

В новом руководстве (DSM-V) формулировки более универсальны, так что могут подойти и для взрослых и для детей. Также, согласно DSM-V, возраст появления симптомов поднят до 12 лет. Возможно, вам больше понравится именно эта версия, поэтому мы приведем и ее.

Анкета, построенная на основании критериев СДВГ, приведенных в DSM-V.

Внимательно прочтите описание каждой из особенностей и выберите один из двух ответов.

1. Часто не способен уделять пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности в школе, на работе или во время других видов деятельности (например, пропускает детали, выполняет работу неточно). да нет
2. Часто испытывает трудности поддержания внимания при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом концентрирует внимание во время лекций, бесед, чтения или длительного письма). да нет
3. Часто создается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются (кажется, что чем-то «поглощен», даже при отсутствии каких-либо очевидных отвлекающих факторов). да нет
4. Часто не может придерживаться инструкции (начинает выполнять задачу, но быстро теряет внимание и легко отвлекается, не в состоянии довести до конца школьное задание, домашнее дело, или задачу на рабочем месте). да нет
5. Часто испытывает трудности в организации выполнения заданий и других видов деятельности (затрудняется при решении задач, предполагающих определенную последовательность действий, не может содержать свои вещи в порядке. Его работа неряшлива и дезорганизована. Плохо управляет временем и, как правило, не в состоянии уложиться в заданные сроки). да нет
6. Как правило, пытается избежать, не испытывает удовольствия и не желает участвовать в решении задач, требующих продолжительных умственных усилий (например, этом может касаться школьных или домашних заданий или, для подростков старшего возраста и взрослых, подготовки отчетов, заполнения форм, или просмотра длинных документов или статей). да нет
7. Часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий или для других видов деятельности (например, что-то, необходимое для школьных заданий, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, или мобильные телефоны). да нет
8. Часто легко отвлекается на посторонние раздражители. Для старших подростков и взрослых это могут быть посторонние мысли. да нет
9. Часто забывчив по отношению к повседневным видам деятельности, домашним заданиям и поручениям (для старших подростков и взрослых это могут быть ответные звонки, оплата счетов, и выполнение предписаний и назначений). да нет
10. Часто беспокойно двигает или постукивает руками или ногами, или ерзает на своем месте. да нет
11. Часто покидает свое место, когда нужно сидеть на месте (может встать со своего места в классе, офисе или где-то еще, а также в других ситуациях, которые требуют того, чтобы все сидели на своих местах). да нет
12. Часто бегает или пытается на что-нибудь вскарабкаться в неподходящих для этого ситуациях. У подростков или взрослых, все может ограничиваться чувством внутреннего беспокойства или стесненности. да нет
13. Часто не способен играть или заниматься чем-либо на досуге спокойно. да нет
14. Часто «в движении», действует так, как будто «управляется двигателем». Испытывает дискомфорт при необходимости длительно сохранять спокойствие, например, в ресторанах, на встрече и т.д. Воспринимается другими как беспокойный и испытывающий трудности когда надо «идти в ногу со всеми» . да нет
15. Часто чрезмерно разговорчив. да нет
16. Часто выпаливает ответ, не дослушав до конца вопрос (например заканчивает за других фразу, не может ждать своей очереди в разговоре). да нет
17. Испытывает трудности ожидания (например, когда стоит в очереди). да нет
18. Часто прерывает других или вмешивается в чужие дела (часто вмешивается в беседы, игры, или другие виды деятельности; может начать использовать чужие вещи без спроса или получения разрешения; подростки и взрослые люди могут вмешаться в чужие дела или же начать действовать за другого). да нет

Если на первые 9 вопросов вы 6 или более раз ответили «да», то у вашего ребенка выражены признаки дефицита внимания. Если речь идет о взрослом человеке (17 лет и старше), то достаточно 5 ответов «да». Если на последние 9 вопросов вы 6 или более раз ответили «да», то у вашего ребенка выражены признаки гиперактивно-импульсивного поведения. Если речь идет о взрослом человеке (17 лет и старше), то достаточно 5 ответов «да».

О том, что делать с этой информацией дальше, мы поговорим в одном из следующих материалов, посвященном коррекции СДВГ.

У детей с СДВГ достаточно часто можно встретить еще кое-какие симптомы, которые, однако, сами по себе не являются критериями СДВГ:

  1. Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), проблемы удержания равновесия (детям трудно научиться кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), нарушения зрительно-пространственной координации движений (неспособность к спортивным играм, особенно к играм с мячом).
  2. Отклонения в эмоциональном развитии при СДВГ наблюдают часто. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, из-за чего его эмоциональные реакции и оценка им событий не соответствуют возрасту. Кроме того, дети с СДВГ регулярно выдают импульсивные эмоциональные реакции, которые, порой, расцениваются как проявления агрессии. Часто на подобную «агрессию» жалуются учителя детей с СДВГ, не замечая, что, в большинстве случаев, хитрые одноклассники просто провоцируют такого ребенка, сознательно стараясь вызывать у него негативную реакцию. Родители таких детей часто говорят о том, что их ребенок в школе и дома – это два разных ребенка, и в то, что рассказывает учительница, им очень сложно поверить, так как дома никаких «вспышек агрессии» не бывает. Эпизоды агрессии у лиц с СДВГ имеют не намеренный, а реактивно-импульсивный характер [Retz, Rösler, 2010].
  3. Отношения с окружающими. У детей с СДВГ, как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. В социальном развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, их интересы не соответствуют их календарному возрасту. Несмотря на это они стремятся лидировать. Поэтому у них мало друзей среди сверстников. Как отмечают многие родители, на детей, страдающих СДВГ, не действуют обычные наказания и поощрения. Так, например, один мой знакомый многодетный отец рассказывает, что использует «коврик», на котором провинившийся сорванец (а их у него трое), должен простоять несколько минут. Двое ребят 7 и 5 лет стараются на этот коврик не попадать, а старший сын 9 лет, страдающий СДВГ, не делает из наказания никаких выводов, хотя, казалось бы, интеллектуально опережает своих братьев. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью — основной повод обращения к врачу или психологу.
  4. Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный коэффициент интеллекта. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе — задержки усвоения основных школьных навыков (письма, счета, чтения). Основной признак подобных задержек — несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно было бы ожидать, исходя из интеллектуального развития этого ребенка.
  5. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи.
  6. Дети с СДВГ часто плохо засыпают, а утром бывают сонливы, их трудно разбудить.

Считается, что примерно в 2/3 случаев СДВГ сочетается с другими расстройствами. Чаще всего – с оппозиционно-вызывающим расстройством (>32%), тревогой (>22%) и расстройством поведения (>7%) [Young, 2008]. Достаточно часто у детей с СДВГ встречаются депрессия, биполярное расстройство и злоупотребление веществами (курение, прием алкоголя и наркотиков).

Распространенность СДВГ в настоящее время очень высокая. Среди школьников она приравнивается к 3-10% [Pastor, Reuben, 2008]. Несколько лет назад, когда наша научная группа проводила исследование детей с проявлениями дефицита внимания и гиперактивности в ряде московских школ и детских садов, результаты проведенного анкетирования с использованием анкеты DSM-IV были не утешительными. Примерно 23% детей (независимо от учебного заведения), с точки зрения родителей и педагогов имели поведенческие признаки СДВГ. Позже я с удивлением обнаружила, что примерно такой же результат был получен украинскими медиками, принимавшими участие в международном статистическом исследовании, посвященном распространенности СДВГ в мире (данные этого исследования были представлены на 1-м всемирном конгрессе по консенсусу в педиатрии, прошедшем в Париже в 2011 году). Конечно, я уверена, что такой ужасающий результат связан с неправильным использованием критериев СДВГ. Наверняка не уточнялось, как долго наблюдаются у ребенка эти симптомы, проявляются ли они более чем в одной жизненной ситуации и т.д. Но даже, несмотря на это, впечатляет тот факт, насколько много ребят не соответствует требованиям взрослых по состоянию своего внимания и по возможностям регуляции поведения. Наше общество не готово иметь дело с современным поколением детей.

По данным различных источников, СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Соотношение составляет от 3:1 до 9:1.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность с возрастом у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. Согласно нашим собственным данным, переломный момент приходится на возраст 9 лет. После этого возраста число обращающихся к нам на консультацию детей с гиперактивностью резко сокращается (с 67,5% до 25%). Но, к сожалению, у 65% детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром полностью или частично сохраняется в подростковом и зрелом возрасте (например, симптомы гиперактивности исчезают, а дефицит внимания остается). У таких людей высок риск социальной дезадаптации. Этот риск связан, в основном, с недостаточной способностью лиц, страдающих СДВГ, к систематическому труду. Следовательно, взрослым с СДВГ трудно получить высшее образование и, затем, стабильно успешно работать. Их невнимательность, трудности самоорганизации, забывчивость, слабые способности к анализу ситуации зачастую делают их нежелательными работниками, вызывающими раздражение у руководителей и насмешки со стороны коллег по работе. Это еще больше ослабляет их и без того слабую мотивацию к систематическому труду, снижает самооценку и может приводить к развитию тревожных и депрессивных состояний, к попыткам решить свои проблемы с помощью алкоголя. Однако вопреки сложившемуся когда-то мнению, у лиц с СДВГ не повышен риск формирования наркотической зависимости и криминальных событий .

Во многих развитых странах СДВГ является экономической проблемой. Так, например, затраты в США на лечение, сохранение здоровья, обучение лиц с этим заболеванием в 2000 году составили около 14,600$ в год на человека (42,5 миллиарда долларов в год!) . Сейчас эта цифра наверняка намного выше. И это говорит нам о необходимости своевременной диагностики, профилактики и коррекции СДВГ. Если СДВГ не становится экономической проблемой для государства, он становится экономической проблемой для близких человека, страдающего СДВГ, но чем раньше будет оказана помощь, тем большего эффекта можно ожидать от этой помощи.

Лечение СДВГ

Дети. Большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее.

Взрослые. Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Что следует делать родителям при подозрении СДВГ у ребенка?

Следует обратиться к врачу-педиатру. Диагноз СДВГ можно установить только при помощи информации о поведении ребенка, поступившей от нескольких знакомых ребенку людей. Врач задаст родителям определенные вопросы, может счесть необходимым поговорить с преподавателем или кем-либо, кто знаком с поведением ребенка. Врач может предложить преподавателю ребенка заполнить определенные бланки или анкеты. Это поможет родителю и врачу сравнить поведение своего ребенка с поведением других детей.

Также врачу может потребоваться провести соответствующие диагностические исследования зрения и слуха ребенка, если таковые в последнее время не проводились.

Врач может посоветовать определенные лекарственные препараты с целью выявления возможности контролирования гиперактивного поведения. При этом, пробное назначение какого-либо лекарственного средства не может служить основанием для диагноза СДВГ. Тем не менее, это может сыграть важную роль при оценке подозрения на СДВГ.

Для врача постановка у ребенка диагноза СДВГ может представлять определенные трудности. Многие дети с СДВГ не проявляют никакой гиперактивности во время посещения врача во врачебном кабинете. Поэтому врач может порекомендовать пройти консультацию у специалиста в области поведенческих проблем у детей, например, у психолога.

Как устанавливается диагноз СДВГ?

Многие пытаются провести диагностику самостоятельно при помощи анкет или опросных листов, доступных в журналах или интернете. И хотя эти материалы могут оказаться полезными, оптимальным и единственно верным способом при подозрениях на СДВГ является консультация у врача. Врач может задать следующие вопросы о прошлом и настоящем обследуемого, о текущем состоянии его взаимоотношений. Обследуемому может быть предложено записать ответы на бланке анкеты.

  • Имеют ли место проблемы с концентрацией внимания и проявлением гиперактивности? Проявляются ли данные проблемы с детского возраста?
  • Трудно ли дается держать себя в руках или оставаться в хорошем настроении?
  • Имеют ли место проблемы с организованностью или соблюдением временных сроков?
  • Данные проблемы проявляются как на работе, так и дома?
  • Заметны ли эти проблемы для членов семьи и друзей?
  • Имеют ли место какие-либо нарушения физического или душевного характера, отрицательно сказывающиеся на поведении? (Врач может назначить проведение медицинского осмотра и диагностических исследований с целью выявления нарушений, связанных с симптомами, сходными с СДВГ).

Что может вызвать подозрение на СДВГ при фактическом его отсутствии?

Человек может испытывать ощущение беспокойства, тревоги или отстраненности по множеству различных причин. Ниже приведены лишь некоторые из тех, на основании которых врач может предположить данный диагноз:

  • Депрессия или упадок духа
  • Приступ мучительного беспокойства или паники
  • Побочные эффекты действия рецептурных или безрецептурных лекарственных средств или лекарственных препаратов растительного происхождения
  • Нарушения функции щитовидной железы или иные гормональные нарушения
  • Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами
  • Воздействие на организм свинца

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

В последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Диагностика и прогноз

Для постановки диагноза гиперактивность с дефицитом внимания проводится обследование пациента, включающее:

  1. Разговор с пациентом для оценки его манеры поведения и общения.
  2. Выполнение теста, требующего высокой концентрации внимания. Результаты тестирования позволяют установить наличие рассеянности.
  3. Инструментальное обследование с применением УЗИ или МРТ мозга.

При правильно поставленном диагнозе и выявлении причины развития заболевания оно поддается полному излечению.

Способы лечения у взрослых

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.

Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз

Такие больные остро нуждаются в поддержке, в общении с ними необходимо избегать формулировок, указывающих на то, что им делать нельзя. Заниженная самооценка часто заставляет пациента переключаться на другое действие при неудачах. В этом случае рекомендуется напоминать, что у всех случаются неприятности, поэтому не стоит отказываться от достижения поставленной цели (разбитую игрушку можно склеить, ошибку зачеркнуть, вместо испорченного рисунка нарисовать новый).

СДВГ у детей требует организации помощи в получении контроля над чрезмерной двигательной активностью, приятные воспоминания о прослушивании музыки, совместных играх могут помочь ему научиться сдерживаться.

Больному нужен простой выполнимый план на каждый день, неделю и месяц. Умение придерживаться его помогает менее остро реагировать в неожиданных ситуациях. Такому ребенку необходимо общение, чтобы научиться излагать свои мысли, видеть положительный пример поведения.

Прогноз при СДВГ

Прогноз относительно благоприятен, у значительной части детей даже без лечения симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.

Похожие записи:

  1. Гиполибидемия Снижение полового влечения (гиполибидемия) частая форма расстройства половой функции у мужчин….
  2. Деменция или слабоумие: стадии, причины и лечение Деменцией в научной среде называют приобретенное в течение жизни слабоумие,…
  3. Лечение фобий медикаментами Фобия – это вид тревожного расстройства, определяемый состоянием устойчивой боязни. Фобия,…
  4. Первичные тики или тиковые расстройства Под первичными тиками подразумевают наследственные, с клинических позиций целесообразно составление…

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации. Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства). Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Профилактика

Для предотвращения риска появления у вашего ребенка симптомов рассматриваемого нарушения, обязательно воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. В период вынашивания плода старайтесь избегать любых негативных факторов, которые могут повлиять на его развитие – наркотики, курение, алкоголь, токсические вещества из внешней среды. Стоит также помнить о вреде пассивного курения, загрязняющих и токсических веществах свинцовой краски, промышленных и сельскохозяйственных химикатов.
  2. Просмотр телевизионных передач также должен быть ограничен, после рождения ребенка ограничьте для него просмотр телевизора и игры на компьютере.
  3. Воспитывая малыша, четко устанавливайте границы, придерживайтесь последовательности и старайтесь четко осознавать, какие последствия будет иметь его поведение.
  4. У малыша должно быть ясное представление о том, что ему предстоит сделать на протяжении дня – завтрак, поход в школу, уроки, уборка по дому и приему пищи, отдых и развлечения – все должно быть спланировано.
  5. Общаясь с ребенком, не отвлекайтесь на посторонние дела, зрительный контакт всегда должен присутствовать, всегда уделяйте пару минут на похвалу.

Родители должны понимать, что залог успешной корректировки поведения малыша напрямую зависит от гармоничного сотрудничества с медиками и учителями. Важно обнаружить проблемы на ранней стадии для минимизации ущерба.

Лечение

Традиционно проблема лечится с использованием лекарственных препаратов, которые сопровождают консультацию, тренировки и образовательную программу. Такой подход позволяет лишь купировать симптоматику, но не излечить заболевание. Для определения более конкретных подходов может пройти немало времени и родители должны быть готовы к этому.

Стимуляторы

Психостимуляторы назначаются наиболее часто, они способны повысить и отрегулировать уровень нейромедиаторов, эффективно купируют симптомы гиперактивности.

В качестве примера стоит привести:

  • лиздексамфетамин или лисдексамфетамин (англ. Lisdexamfetamine);
  • дексамфетамин (синонимы: декстроамфетамин, D-амфетамин, (+)-амфетамин).
  1. Не прекращайте демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку. Не понижайте его самооценку и самоуважение, не акцентируйте внимание на плохом поведении.
  2. Оцените ребенка по достоинству, чаще проводите время вместе без других взрослых и детей. Позитивное внимание должно преобладать над негативным.
  3. Будьте конкретны, когда даете указания, используйте простые слова и говорите медленно. За один раз давайте одно указание. До и во время озвучивания цели смотрите ребенку в глаза.
  4. Организуйте время отдыха для малыша, защитите его от излишней усталости.
  5. Подберите способ дисциплинирования и улучшения самооценки. Отличным вариантом могут стать разные виды боевых искусств, танцы, музыка, искусство. Не нужно заставлять малыша заниматься, найдите у него особый талант, который есть у каждого.
  6. Строго придерживайтесь режима дня, отмечайте важные планы и праздники в большом календаре, который будет видеть маленький пациент. Таким детям сложно принимать изменения, поэтому они должны быть к ним готовы заранее. Не стоит внезапно переводить внимание с одной деятельности на другую.
  7. Оставайтесь спокойны, даже если ребенок вышел из-под контроля. Малыш может перенимать ваше поведение и успокаиваться.
  8. Для повышения дисциплинированности делайте перерывы, частые, но короткие.
  9. Старайтесь заранее определять сложную ситуацию и делать все для ее предотвращения. Для ребенка с рассматриваемым диагнозом это может быть долгий поход по магазинам, длинная лекция.
  10. Помните, пока вы сможете увидеть улучшения, должно пройти немало времени. Ориентируйтесь на реалистичные ожидания – ребенка и собственные.
  11. Не забывайте о собственном отдыхе, поскольку изможденные родители – это не то, что нужно детям.
  12. Вы можете заметить, что ребенок или вы сами ежедневно придерживаетесь одного и того же сценария. Возможно, пришло время его изменить. Не пытайтесь сразу охватить слишком много, ваши цели должны быть реалистичны.
  13. Жизнь ребенка должна быть максимально организованной, но речь не идет о железной дисциплине, все должно быть спокойно и гармонично. Жизнь по расписанию позволит малышу улучшить собственное поведение и чувствовать себя в безопасности. При необходимости переместиться из одного места в другое или перейти с одного занятия на другое, дайте ребенку пару минут.
  14. Поддержка здоровых отношений в семье является важным аспектом. Воспитание ребенка дается намного легче, если супруги живут в гармонии. Обязательно найдите время, чтобы укрепить отношения.

Условия в школе

Учителя и родители должны сотрудничать и учитывать потребности ребенка в следующих вопросах.

  1. Первостепенно обсуждению подлежит образовательная программа. В образовательном учреждении должны быть предусмотрены специальные программы для таких учеников. Изменению может подвергаться учебный план, система оценивания, способы самостоятельной работы или техника преподавания.
  2. Иногда дети с таким расстройством эффективнее воспринимают материал, если не записывают его вручную, а обрабатывают на компьютере. Родители должны рассмотреть такой вариант с учителем.
  3. Необходимо поддерживать попытки учителей помогать ребенку во время уроков, убедится в том, что за его успеваемостью в школе следят, имеют достаточно терпения и гибкости, поощряют усилия.
  4. Введите практику заниматься йогой или медитировать после уроков в школе. Занимайтесь этим вместе с малышом, научите контролировать симптомы рассматриваемого состояния.

Уход за ребенком представляет собой настоящее испытание, родители нередко могут огорчаться из-за его поведения и на то, какое впечатление он производит на посторонних людей. Конфликт в семье станет естественным результатом стресса, нередко сопровождающим негативным фактором выступают финансовые проблемы.

При наличии сестер и братьев может возникнуть ситуация конфликтов между детьми, они могут не принимать достаточно участия и проблемный ребенок станет еще больше притягивать внимание родителей к себе. К этим сложностям необходимо подготовиться заранее.

Сопутствующие патологии

Стоит рассмотреть следующие сопровождающие патологические состояния:

  1. Депрессивные состояния.
  2. Трудности обучения, проблемы коммуникативного характера, проблемы понимания.
  3. Тревожные расстройства, приводящие к сильным переживаниям, ухудшению симптомов, нервозности до тех пор, пока не вылечится тревога.
  4. Синдром Туретта — заболевание неврологического характера, при котором имеют место быть голосовые и повторяющиеся мышечные тики.
  5. Биполярные расстройства психики, совмещающие маниакальное поведение и частые депрессии.
  6. Поведенческие расстройства, асоциальное поведение, склонность к порче имущества, дракам, воровству, а также нанесению вреда животным и людям, окружающей среде.
  7. Оппозиционные вызывающие расстройства, проявляющиеся негативными, дерзкими и враждебными реакциями в ответ на авторитет.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации